Режим дня подростка

                                                                                         Важина Наталья Николаевна,

                                                                                                      учитель математики

                                                                              первой квалификационной категории

 

«Режим дня школьника»

 

     Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж. Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением».

     Отрываясь от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом, идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Возраст подростка -  переломный. Организм ребенка подвергается глубокой перестройке, причем в очень быстром темпе. Большое внимание должно быть уделено режиму труда, отдыха и питания, гигиене и физической культуре.

Вы уже достаточно наслышаны о пользе режима дня, так что лишний раз доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет.

     В действительности же режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. При этом не имеется в виду, что жизнь по режиму должна подражать движению железнодорожного транспорта,  впрочем и те выбиваются из расписания, но это ненормально, хотя, отклонения же от режима дня – при следовании ему в принципе – не только извинительно, но и необходимо: ясно ведь, что день на день не приходится. Состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу. Оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни, а неожиданности разного рода? Все это конечно не отменяет режим, но заставляет ребенка (и нас) относиться к его установлениям сознательно, творчески и ответственно.

     А ведь нередко и школьные занятия и домашняя подготовка к ним отбирают у подростков так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно недостаточно) для того,  чтобы поиграть, почитать, заняться любимым делом, побыть на свежем воздухе. Более того, некоторые, наиболее добросовестные отрываю время от сна. Недосыпание, отсутствие отдыха, однообразие в занятиях – и все это  изо дня в день в течении всего учебного года. У многих подростков возникает стойкое переутомление – а от сюда резкое снижение работоспособности. Подросток попадает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, устает еще больше, работает все хуже и хуже.

     Не исключено, что все это может привести к серьезному расстройству здоровья: появляются головные боли, раздражительность, ухудшается аппетит, физическое развитие в известной мере угнетается, открывается дорога болезням.

Далее, поскольку работается подростку все хуже и хуже и поскольку он своей работой неудовлетворен (и своими успехами, которые выражаются в оценках) у него может сложиться безразличное отношение к учению, к трудовым усилиям вообще.

 В чем же состоит режим дня подростка:

 I. В школе:

     Определенную и весьма значительную часть ответственности должна на себя взять  школа.

Что же предпринимается школой:

1.Расписание уроков составляется так, чтобы предметы, требующие больших усилий, чередовались с теми, которые усваиваются легче, с занятиями физкультурой. Расписание на начало недели - по возрастающей, к середине,  к концу недели - по убывающей.

2.Перемены достаточной продолжительности (10,15 минут) ребята проводят в движении, во время больших перемен происходит продажа булочек, сока.

Нормируется время, которое отводится на общественно полезный труд, на общественную работу.

 II. Дома за уроками.

     Вы, родители,  лучше, чем кто либо, видите: сколько времени тратит ребенок на приготовление уроков.Если это время больше 2-2,5 часов, надо вмешаться и выяснить в чем дело. Подросток работает нерационально, нет условий для занятий, испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? Может быть много заданий.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 часа. Время начала занятий, желательно, должно быть твердо зафиксировано.  Воздух в комнате, где занимается подросток свежий. Тишина. Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снова проветривается.

 III. Свободное время.

     В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время (пожиратели времени – телевизор, компьютеры).

     Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе(прогулки, подвижные игры, спорт). Но и здесь важно, чтобы подростак знал меру в подвижных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей начинается утомление и вместо пользы выходит «вред»: работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.

     Контрольное время для других спортивных занятий: баскетбол, волейбол до 1,5 часа, катание на коньках до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.

Понятно, что каникулярное время, в воскресные дни  пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время(если конечно дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, полезно перенести на свежий воздух. Помните: свежий воздух очень важен для подростка, он оказывает самое благотворное действие на его организм , укрепляет его, дает ему возможность лучше сопротивляться болезням, улучшает течение всех жизненных процессов.

 IV. Самообслуживание:

Объединив под этим термином все виды самообслуживания, в том числе утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры и питание, укажем, что потребуется на все это не менее 2,5 часа в день. Естественно это время разбито дробно «по кусочкам».

 V. Питание.

Здесь я только подчеркну, что надо всячески противостоять складывающейся у подростка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак так же необходим как обед. После школы: неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник – перед тем как подросток отдохнув и погуляв примется за домашнее задание. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).

VI. Сон.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет

В 10-12 лет  - 9-10 часов.

В 13-14 лет  - 9-9,5 часов.

В 15-16 лет -  8,5-9 часов.

     Нет нужды доказывать, что сон подростка надо оберегать. Яркий свет, шум, разговоры - все это должно быть исключено. Воздух в комнате должен быть свежим. Сон важно оберегать еще до того как подросток заснул. Нужно избегать подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, да и не надо такой «стерильной» жизни добиваться во что бы то не стало, однако, разумные ограничения вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет не глубоким.

Известно: сколь трудно подростка уложить спать, столь трудно его иногда и поднять. Порекомендуйте ему такой прием, который может облегчить переход от сна к бодрствованию: нужно 1-2 минуты поработать кистями рук, пальцами сжимая и разжимая их, так как при движениями пальцев в центральную нервную систему поступает огромное количество нервных импульсов, которые быстро приводят ее в активное состояние. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Это нужно вот зачем: как только встаешь, потребность мышц в кислороде резко возрастает, и если заранее к этому не приготовиться, то из-за недостатка кислорода состояние сонливости усиливается, вновь начинает тянуть ко сну. Так что глубокое дыхание предотвращает это.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»